Долгосрочная тенденция в сельскохозяйственной политике

   
Монолит - Публикации

Эволюционная модель сельскохозяйственной политики направлена на развитие страны и предусматривает переход от высоких налогов к интенсивному субсидированию фермерских хозяйств. Существует также антиторговая модель: государство облагает налогами экспортируемую продукцию, а субсидирует (защищает) импортируемую. Эти две модели показывают, что отход от политики невмешательства и свободной торговли идет в развивающихся странах в направлении налогообложения сельского хозяйства, а в развитых — в сторону защиты производителя товаров, конкурирующих с импортом.

Частично эволюционную модель можно объяснить тем, что (1) сокращение сельскохозяйственного сектора ведет к росту эффективности его лобби и симпатий к нему городского населения, и тем, что (2) сельскохозяйственное лобби мобилизуется в результате нарастания чувствительности к изменению цены, которую государство не может контролировать. Антиторговые перекосы в развивающихся странах объясняются тем, что государство нуждается в дополнительных доходах. Налогообложение торговли может принести доходы либо когда налог взимается с импорта (защищая при этом местных фермеров), либо когда налог взимается с производителей экспортной продукции (что наносит ущерб местным фермерам). В таких случаях официальные лица могут быть явно или скрыто лично заинтересованы в ограничении торговли.

В развитых странах распространена такая форма помощи сельскому хозяйству, как ценовая поддержка. Государство устанавливает минимальную внутреннюю цену, превышающую мировую, ограничивает импорт, а также может субсидировать экспорт для продажи излишков на мировом рынке. В результате ценовой поддержки доходы фермеров растут, но страдают потребители сельскохозяйственной продукции, а также общество в целом несет значительные социальные потери (в результате неэффективности).

Существующая политика в развивающихся странах, как и протекционизм, и насаждаемая идея продовольственной независимости плохо соответствует провозглашаемой цели продовольственной безопасности на случай неурожая или враждебных действий третьих стран. Например, перед угрозой неурожая или недолговременной блокады поставок из-за рубежа создание продовольственных запасов может решить задачу продовольственной безопасности при вполне разумных затратах. Только если стране угрожает блокада, которая может продлиться дольше, чем будут израсходованы все запасы (но меньше, чем потребуется для того, чтобы люди и ресурсы перешли в ранее незащищенное сельское хозяйство), защита от импорта продовольствия окажется наиболее предпочтительной политической мерой. Но вероятность такой длительной блокады незначительна.

В результате подписания Уругвайского договора по сельскому хозяйству сельскохозяйственная политика многих стран стала меняться, особенно в развитых странах. Квоты и другие нетарифные импортные барьеры, а также экспортные и внутренние субсидии должны быть снижены. Реальная либерализации торговли невелика, но это путь к дальнейшим многосторонним реформам сельскохозяйственной политики в разных странах.

Дата: 14 декабря 2014, Просмотров: 77

Самые популярные материалы




Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 19*1-5