Инвестиционный бум

   
Монолит - Публикации

Бум конгломератов в 1960-е гг. служит хорошей иллюстрацией того, как развиваются бычьи тренды и как рост и «теория еще большего дурака» берут верх. Поначалу казалось, что в идее конгломератов было рациональное зерно. Они действительно позволяли диверсифицировать потоки прибыли и снижать ее волатильность, а вместе с ней и присущие акциям риски. В свою очередь, снижение рисков должно было приводить к повышению приведенной стоимости будущих прибылей. Объединение двух компаний реально означало увеличение прибылей и появление более крупной компании с более высокой рыночной капитализацией. Но когда эффект мультипликации начал взвинчивать цены акций, рынок поверил в свою собственную глупость. Кажущийся рост прибыли на акцию в результате поглощений стал цениться так же, как реальный, и коэффициент «цена/прибыль» начал расти так же быстро, как умножались прибыли. Вместо того чтобы покупать акции, имеющие реальную стоимость, теперь инвесторы интересовались видимым умножением прибыли и ростом коэффициента «цена/прибыль». Спираль раскручивалась до тех пор, пока обстоятельства на заставилиLitton Industries напомнить всем, что это фикция.

В 1960-е гг. рынком овладела еще одна мания, которой удалось перешагнуть рубеж 1970-х. Этот феномен стоит упоминания, поскольку является наглядным примером того, как трезвый фундаментальный финансовый анализ на бычьих рынках уступает место безумию толпы. К тому же сейчас ясно видны признаки возвращения этого безумия. Предметом всеобщего вожделения стали так называемые «классные пятьдесят». В конце 1960-х гг. профессиональные инвестиционные менеджеры были очарованы полусотней акций роста, принадлежавших крупным известным компаниям, голубым фишкам, которые, казалось, будут расти вечно. В отличие от конгломератов, большинство из них не полагалось на слияния и эффект мультипликации. В декабре 1972 г., когда игра в «классные пятьдесят» достигла пика, коэффициент «цена/прибыль» индекса S&P 500 составлял порядка 18,9. У «классных пятидесяти» в это же время нижнее значение коэффициента находилось на уровне 20, а верхнее достигало 70 и выше. В их число входили такие известные компании, как Walt Disney& Со, McDonald’s, General Electric и IBM11. Однако нефтяной кризис 1973 г. и последовавшая за ним рецессия 1973-1975-х гг. обрушили фондовый рынок, и «классные пятьдесят» упали вместе со всеми.

Дата: 29 июля 2014, Просмотров: 92

Самые популярные материалы




Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 18*3-7