Основные направления политики протекционизма

   
Монолит - Публикации

Давайте рассмотрим политический процесс принятия решений о вводе тарифов на импортные товары, скажем, на носки. Как мы видели в предыдущих главах, этот тариф по-разному скажется на благосостоянии отдельных социальных групп в стране, выигрывающих и проигрывающих в результате его введения. Кроме того, мы можем предположить, что этот тариф станет причиной некоторой экономической неэффективности — снижения национального благосостояния в силу того, что выигрыш отдельных групп будет меньше проигрыша всего общества. Почему?

Мы должны учитывать некоторые ключевые элементы проводимого нами анализа:

1. Размер выигрыша отдельных групп от протекционизма и число людей, входящих в эти группы. Давайте обозначим общий выифыш Вр и предположим, что он будет выражен в увеличении прибыли производителей от государственной зашиты площадью а на графиках, представленных на рисунках 7.2 и 7.3 в главе 7. Число лиц, входящих в эту группу, обозначим как Ny

2. Размер потерь тех групп, которые проигрывают от протекционизма, и число людей, входящих в эти группы. Они выигрывают, когда в результате политических дебатов тарифы устраняются. Их общий выигрыш составляет Я, который равен площади а + b + d (рис. 7.3). (Потребители могут не воспринимать площадь с как свои потери, если правительство использует доходы, полученные от этого тарифа, для снижения других налогов потребителей, или тратит их на осуществление социально значимых для потребителей проектов.) N — число лиц, входящих в социальную группу, проигрывающую от протекционизма (и выигрывающую, когда протекционистские меры устраняются).

3. Причины, влияющие на принятие отдельными лицами решений в поддержку протекционистской политики. Мы считаем, что причиной определения своей позиции по отношению к протекционизму служит прямой выигрыш или проигрыш от него. Но могут быть и другие причины. Одна из возможных причин — сочувствие тем людям, которые несут потери. Другой причиной может стать идеология или иные политические или экономические убеждения.

4. Типы политической деятельности и затраты на эту деятельность. Отдельные лица (и группы лиц, объединенные общими интересами) могут вовлекаться в разные виды политической активности. Предположим, что в стране проводятся выборы, тогда такой деятельностью будет участие в голосовании. Отдельные люди могут участвовать в лоббировании своих интересов в правительственных кругах, то есть информировать чиновников о своей позиции и пытаться убедить их поддержать такую позицию. Кроме того, они могут нанять других людей, чтобы они лоббировали их интересы. Эти люди могут жертвовать деньги на проведение предвыборных кампаний некоторых политиков. Помимо этого люди могут давать взятки, для того чтобы заручиться поддержкой государственных чиновников. Затраты на такие виды политической деятельности включают в себя и непосредственные денежные выплаты, и издержки неиспользованных возможностей времени, потраченного на нее.

5. Политические институты и политический процесс. Мы подробно рассмотрим два типа политического процесса: во-первых, прямое голосование по тарифам всеми членами общества и, во-вторых, институт избранных представителей, голосующих за введение тарифов. Эти два типа более всего соответствуют демократической системе, господствующей в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран. (Помимо этих двух типов существует принятие решения одним человеком или комитетом экспертов, а также ряд других видов принятия решений.)

Дата: 26 декабря 2014, Просмотров: 77

Самые популярные материалы




Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 19*1-10